Julian Stallabrass (Джулиан Сталлабрасс)
Oxford University Press, 2004
Ну скажем так. Во-первых, это книга из крутой оксфордской серии A very Short Introduction, которую я нежно люблю и очень уважаю. Потому что многие вещи (особенно по социологии, физике, философии и истории) книги этой серии как-то мгновенно в голове проясняют. Вроде бы по жанру они — «понять все за 30 секунд» (вот у Сьюзи Ходж книги как раз такие, без обид), с той лишь разницей, что действительно понимаешь. Просто такие, общие вводные в дисциплину вещи, очень часто страдают избытком фактической информации, картинок, графиков и при этом две строчки про концепцию или теорию, которая за этой информацией должна стоять. Или представлена четкая классификация/систематизация/эволюция, но без указаний на авторства и альтернативные концепции. Просто подумайте о книгах DK (их я тоже люблю, красивые и яркие) и сразу станет понятно, о чем это я. Серьезный студент на такие книги не ссылается, и вообще, любовь к ним от публики прячет. Книги A Very short introducton — не такие, как книги DK, на них можно и нужно ссылаться.
Во-вторых, эту конкретно книгу написал Джулиан Сталлабрасс. У нас его переводили, один раз, Ад Маргинем (и да, при всей моей благодарности их издательской программе я по-прежнему понимаю первое слово в названии издательства буквально. Но это отдельная история). Книга называется «Высокое искусство, версия облегченная. Взлет и падение брит-арта 90х». И если еще не читали, теперь вы знаете, что в магазинах искать))). А я вот очень-очень левак, когда дело касается современного искусства и его рынка, т. е. социально-экономическая теория искусств, мне кажется, наиболее точно объясняет судьбы современного искусства 20 и уже 21 века. И когда первая глава книги начинается с этого самого: A Zone of Freedom? (жирный вопросительный знак), мне уже сразу нравится. (Спойлер: анализ либеральной системы там, в приложении к совриску).
Всего 6 глав, читаются за одну ночь (лучше всего с бокалом чего-нибудь).
- 1. A zone of Freedom?
- 2. New World Order
- 3. Consuming Culture
- 4. Uses and Prices of Art
- 5. The Rules of Art Now
- 6. Contradictions
И приятный нюанс, среди использованных иллюстраций много китайских и есть даже русские авторы. То есть, тот самый отход от европоцентричной истории искусств на практике.
Сама книга тут. Читаем в оригинале, даже в лучшие времена наши издательства с Оксфорд-пресс редко могли договориться. А сейчас… информация должна быть доступной, все paywall’ы должны пасть))