Современное искусство в Санкт-Петербурге есть, и его много.
Warning!!! Слова, которые вы сейчас прочитаете, отражает сугубо личную точку зрения автора, основанную на его, автора, наблюдениях и личном опыте.
Ну и зачем так уверенно утверждать очевидную всем вещь?
Во-первых, это ответ на вопрос, который время от времени задают мне приезжие. Рассмотрим гипотетическую ситуацию. Предположим, человек из любого другого города просто интересуется совриском, планирует свою поездку в Питер, набивает нужный запрос в гугле/яндексе и видит… (Тут советую сделать паузу и провести эксперимент, вас удивит, что он там видит). Потом он приезжает в наш чудесный город. Невский проспект, Нева, каналы, архитектура, музеи, все дела. Очень много галерей в центре, но вот того совриска, который он искал, там нет. Пушкинская, 10 и Эрарта — вполне себе туристические места, но… В результате, человек уезжает с ощущением, что художественная жизнь в городе замерла где-то на рубеже 90-х, а все петербуржцы строго следуют заветам великого Карло Росси и предпочитают Классическое искусство во всех вариантах (даже туристических). В Москве тот же самый гипотетический турист посетит «Гараж», «ГЭС2», «Винзавод», ММОМА и т.д., У каждого из этих мест отличные сайты и обширная программа. Крупных, официальных и ориентированных на широкую публику интересующихся мест силы в Питере действительно (как бы) нет.
Во-вторых, и напоминаю, что это чистое имхо, революция 1917 года не случайно началась в Петербурге. Начнем с расположения города, удобного для всех, кроме жителей. Легко добраться и до Москвы, и до заграницы, и до всего на свете. И с транспортом все хорошо, и со связью. Поэтому слегка непонятно, зачем собственные крупные места силы, если можно на выставку легко и в Москву, и в Хельсинки (хорошо, прямо сейчас в Хельсинки не легко). Затем в этом городе всегда было легко затеряться, от подвалов до чердаков, от квартир до фабрик, везде найдутся неосвоенные территории, темные зоны, «ничейные» земли. Попробуйте вот затеряться в Замоскворечье начала 20 века, сразу любопытные соседи набегут и поинтересуются, чем, собственно, вы занимаетесь. Ну и наконец, Питер — город кружков, тайных обществ и личных знакомств. Все вопросы можно обсудить в комментариях в социальных сетях, выставку или событие анонсировать там же, лично всех пригласить при случае, без шума и незнакомых людей на выставке в частной квартире. Потом, если вспомним, разместить на сайте, после, когда все прошло.
Вывод номер один. Общий. Современное искусство в Санкт-Петербурге есть, и его много. Но поиск его может оказаться еще той задачей. Если вы вдруг знаете сайт петербургского отделения ГЦСИ, точнее, их другой сайт, который Кураторского форума, и если сообразите заглянуть в архивы, и если сможете проанализировать их прошлогодние программы, то, может, мест десять и найдете (и не факт, что все они еще открыты). Отдельного, оформленного по всем правилам, справочника, у них тоже нет.
Вывод номер два. Личный. Я как все, кружусь по знакомым кругам, брожу по знакомым местам. Потому что времени и сил всегда меньше, чем хочется. Да и безопаснее, уже же знакомы. Так что я тут (внезапно) поняла, что в некоторых местах ни разу не была. Просто потому что… это Питер.
Без надежд и претензий на полноценный, исчерпывающий справочник, я попытаюсь составить хотя бы список открытых для посещения, вполне публичных мест, которые стоит посетить каждому любителю современного искусства.
Ну и да, не в алфавитном порядке, а как придется.
Но вообще, текущие новости в рубриках будут.
Где искать?
Галереи. Часть 1.
Галереи, выставочные залы, музеи и прочие места, где современное искусство регулярно оказывается.