Тот случай, когда искусство сталкивается со стереотипами. Или «доверяй, но проверяй».
Современное сибирское искусство? Конечно, интересно. Для большинства жителей этой части страны, Сибирь — как Африка, но в России. Степан Разин, место ссылки декабристов, красоты Алтая, бескрайние кедровые леса, снег и холод, промышленные города, природное изобилие и локальные этнические культуры… список можно продолжать до бесконечности. Но было бы лучше от этого списка избавиться навсегда. Противопоставлять метрополию и провинцию, делать выставки в духе «неМосква», ожидать особой «местной» (а точнее, экспортной) экзотики, — все это, в начале XXI века, когда интернет, транспорт, экономика и образование давно стерли глобальные различия по обеим сторонам Уральских гор, — пережитки колониального мышления, не иначе.
(И сразу поправка: я уверена, что каждое место, от вашего собственного двора до целого континента, обладает своей уникальной, присущей только ему, атмосферой. Вот только атмосфера эта, как воздух, плохо поддается консервированию в банки стереотипов, и нужно время и смена места, чтобы понять, что этой уникальной атмосферы, как воздуха, вам не хватает.)
Выставка «Невозможная дискотека», которая открылась на прошлой неделе в здании Екатерининского собрания (кан. Грибоедова, 88-90), — отличный повод разобраться с собственными стереотипами. В официальном пресс-релизе выставку описали так:
….предлагает искушенному зрителю культурной столицы срез искусства Сибири, охватывающий обширную географию: Барнаул, Красноярск, Новосибирск, Томск, Братск, Улан-Удэ и Якутск. Выставка погружает зрителя в пространство условной дискотеки районного ДК в городе N — где-то в глубинке на периферии всего.
Еще шедевр колониального восприятия мне попался в анонсе выставки очень уважаемого издания:
В рамках экспозиции покажут стереотипический образ настоящей маргинальной глубинки России — серые панельки, пьянство и русский сплин, заправленные спортивным костюмом, как второй кожей.
Между нами, за эстетикой панелек и спортивных костюмов в Сибирь ехать не обязательно. Окраины и спальные районы любого русского города, включая мегаполисы, предоставят вам этой эстетики в любом количестве по первому вашему желанию. Каждую субботу я наблюдаю эту сторону нашей реальности со своего балкона (у нас подвальный клуб расположился через дорогу). На выставке она тоже представлена, в виде картин с бутылками местного легендарного пива и картин уличного художника Паши Пошукая.
И если бы кураторы выставки ограничились работой со стереотипами, я бы вас на выставку не звала. Но за каждой темной шторой, отмеченной прозрачным кружком, мы встречаем очень разные произведения. Не хочу портить вам удовольствие от буквального «открытия» сибирского искусства, поэтому покажу совсем немного. (Ну и снимать очень трудно, поэтому работ Янины Болдаревой на темы руины и советской утопии здесь не будет))
Фарфоровые существа Анны Рейнхардт (самый маленький, с пастью — мой главный краш на выставке)
Простите, еще одна фотография, себе на память))
Текстильные скульптуры якутской художницы Йэн Сур:
И еще фотографии с выставки, не всех авторов (их около 20) я смогла запомнить сразу.
Вот тут видно, насколько трудно снимать. Так что не доверяйте фотографиям, сходите на выставку сами))
Вывод 1. Искусство сибирских художников очень разное. В мой обзор попала только малая часть.
Вывод 2. Я думаю, особый сибирский характер места прячется не в стереотипах, а в работах. О чем нам, как мне показалось, намекают кураторы: зал для дискотеки с диско-шаром — пустой, все работы спрятаны за шторами. Чтобы почувствовать подлинность места, нужно заглянуть поглубже, не поддаваться первому впечатлению. В рамках выставки будут проводится регулярные медиации, на которых зрителю помогут лучше понять контекст. И да, на медиациях запускают диско-шар. Сражу скажу, оказаться в пустом темном зале среди мелькающих «светлячков» — отдельное иммерсивное шоу, я очень хочу сходить на него еще раз))
Адрес: Екатерининское собрание, наб. к. Грибоедова, 88-90
Как попасть: Расписание сложное, так как зависит от расписания самого Екатерининского собрания. Уточняем тут (Сражу скажу: всего два дня зал работает хотя бы до шести вечера, остальные дни — до 16 часов только. Ну нужно как-то найти время). Цена вопроса — 300 рублей.
Дни медиации: 21, 23, 28 и 30 августа с 14.00 дня. Отдельный билет на медиацию не требуются. Регистрация будет открыта здесь.