Утром в субботу (вчера, значит) приснился мне кошмар. Вдаваться в подробности не буду, но суть сна сводилась к тому, что город наш превратился в бесконечный креативный и туристический кластер, в котором все привычные любимые места либо в процессе реновации, либо уже превращены в торговый центр бессмысленных, но симпатичных вещей. И вот я стою на новой набережной, где еще какое-то время назад в моем сне жили заросли малинника, черной смородины и колючие кусты дикой ежевики, а сейчас огромный фудкорт, и понимаю, что мои друзья и семья куда-то делись, что я не знаю, куда идти, и что сумка моя, с карточками, деньгами и телефоном осталась у кого-то из них.
И тут мне захотелось дома остаться и отменить все свои субботние планы. Потому что СТРАШНО, ну и потому что почти уже правда, выходные в центре — не лучшая идея для интровертов вроде меня. Но с фобиями лучше бороться на стадии их формирования (проверено на собаках, я с куснувшей меня собакой долго еще мирно общалась). Так что я планы не отменяла. Я только усложнила задачу.
Вопрос. Можно ли провести полноценный день (в смысле, культурной программы) в нашем городе без денег? Или, уточняем, какое минимальное количество денег мне понадобиться?
Условия эксперимента. Максимальное погружение в туристические места. Ну и чтобы кошмар свой в точности не повторять, я взяла с собой студенческий проездной, заряженный телефон и карточки. А вот наличными взяла только 150 рублей. Так легче отслеживать траты.
Далее следует описание хода эксперимента.
Часть первая. К двум часам я собиралась на концерт вот этих ребят:
Ну потому что я тоже очень люблю Вивальди и вполне терпимо отношусь к популярной музыке в классической обработке. НО: достало. Оно проникло даже в Филармонию и Концертный зал Мариинского театра. После ковида классическая музыка, мало или совсем незнакомая широкой публике стремительно исчезает из всех репертуаров (законы спроса и предложения). Поэтому увидев в программе имена Салли Бимиша, Густава Холста и еще нескольких неоклассиков, я решила, что идти надо обязательно. Хотя бы чтобы понять, как это так: такую вполне авангардную для местного слушателя программу почему-то играют бесплатно в Военно-морском музее.
Если честно, на всю программу я опоздала, успела только на Лучано Берио и на бис. И разгадать загадку: квинтет скоро участвует в международном конкурсе в Европе, не Вивальди же им везти))) В-общим, запомним название коллектива и пожелаем им удачи.
Да, в холле музея тоже выставка была. Такая:
Часть вторая. Инстинкт местного жителя мне всегда подсказывал Новую Голландию в выходные избегать. Но в рамках эксперимента я все-таки дорогу перешла (и кстати, я против тех, кто против жутких киосков в подземном переходе под пл. Труда; не стоит все приводить к одному «эстетическому» знаменателю, должна хоть где-то сохраняться «живая» гетерогенность городского пространства). Сейчас будет типичный набор человека с камерой в Новой Голландии:
Я хотела посмотреть выставку Семена Мотолянца в Павильоне. Все лето собиралась, но фотографий оттуда столько, что вроде как уже виртуально и побывала. К тому же, я прикинула, что по времени совпадаю с медиацией для гостей программы Day with art от галереи Марины Гисич. Логично было предположить, что Павильон будет закрыт на частное мероприятие. Но посторонних пускали, никто никого не гонял. Так что я случайно послушала все, что автор о своих работах рассказывал. Приятно, неожиданно и бесплатно. Теперь хочется подробнее о выставке написать, тем более, что мои впечатления от работ к мылу имеют отношение самое малое. Фотографий будет две, а то на статью не останется:
Утром мне попалась новость, что некая фирма устраивает бесплатную кофе-раздачу в рекламных целях. И адрес мне по дороге. Ну что, бежим, посмотрим сами? Вдруг, правда, кофе нальют? Эксперимент обязывает.
Я не буду место и бренд называть, не за чем тыкать пальцем в чужой маркетинговый провал. Людей там не было от слова совсем, и кофе был далеко не бесплатный, скорее, ровно наоборот. Не многие решаться продавать маленький американо от 200 рублей в рамках рекламной акции. Особенно, когда ты выбрал место между хорошим рестораном и отличной известной пекарней (и там, и там все было предсказуемо забито — выходные же).
В моей экспериментальной бюджетной прогулке это был первый небольшой провал. Второй — на совести Никольских рядов. Я вдруг поняла, что у меня нет приличных фотографий их двора для сайта. Ну и по-прежнему нет. Было закрыто на частное мероприятие. Ок, покажу «Невесту» тогда.
Зато буквально тут же меня привлекла витрина, в которой торчала писанная маслом на картоне, с веревочкой, чтобы вешать было удобно, Мона Лиза. На фоне советского хрусталя. Фотки ужасны, но оно и в действительности так.
Удержаться было невозможно. Минут через сорок я вышла оттуда с детской книжкой «Барон Мюнхгаузен» Свердовского книжного издательства 1984 года издания и острым желанием вернуться туда и скупить детское все. Кажется, я только недавно жаловалась на потерю тонких детских книжек и мечтала начать их собирать.
Ну а дальше я просто забежала в ближайшую «пятерочку», купила себе молочку и булочку и добралась до Юсуповского сада на Садовой.
Не смотря на то, что я везде, где могла, подъезжала, к этому времени я была уже жутко уставшая. До начала фестиваля Ленмосты оставалось полчаса. Я, в принципе, на них не собиралась. Но уже хотелось довести эксперимент до конца. Орел или решка? Или, в моем случае, какой транспорт подойдет первым: тот, что только до Сенной меня довезет, или тот, что до Невского идет?
Мероприятие атмосферное, но та музыка, которую я смогла услышать, была просто ужасна. Я минут сорок выдержала от силы, и то на двух мостах. Может, там дальше было лучше, я не знаю, меня там уже не было. По дороге мне попалась еще одна выставка, в окнах какого-то официального учреждения была целая коллекция фиалок и другой ухоженной красоты. Нужно было снимать, но руки уже как надо камеру не держали((
В следующей витрине был выставлен пластиковый скелет. Я его, конечно, сняла, но показывать не буду. Закончим фотоотчет растениями.
Ну и результаты эксперимента:
Я была на концерте классической музыки, на выставке с авторской медиацией и на музыкальном фестивале. Пошаталась по магазинам. Купила старую книжку. Посидела в парке. Погуляла по Коломне. Перекусила в городе.
Я потратила 30 рублей на книжку и 60 на перекус. Итого, 90 рублей из бюджета в 150, 60 рублей я привезла домой. Напоминаю, что этот эксперимент не очень чистый: у меня был проездной (а поездок, хоть в одну остановку, было много) и вода с собой. И, если честно, я все это время знала, что могу все бросить и достать карточку.
На качество развлечений ограничения по бюджету никак не повлияли. Скорее, наоборот, добавили прогулке интенсивности. Я взяла с собой и книжку, и блокнот для скетчинга, и ни разу их не достала — некогда было, я по городу гуляла))
Вывод: Да, город постепенно превращается в город из моего сна. Но в нем по-прежнему можно полноценно жить, не тратя на развлечения (или культурный досуг, это кому какая формулировка больше нравится) целое состояние.