К вопросу о глазах

Я не поощряю вандализм, но, честно признаюсь, меня многочисленные фотографии изуродованной статуи Летнего сада вчера рассмешили. Да, а по поводу дела Александра Васильева и пририсованных глаз на картине Лепорской я не смеялась.

Так в чем же разница, спрашивается? Во-первых, это копия, оригинальная скульптура давно спрятана под крышей музея. Да, конечно, углекислый газ, сложные погодные условия и разрушение мрамора. Но лично у меня уже много лет чувство, что меня (и всех жителей города, и всех туристов) обокрали и при этом еще обманывают. В нашем городе после второй мировой войны осталось не так много подлинных памятников и мест, которые не меняются от слова совсем. Для тех, кто провел детство и юность (в моем случае юность) в старом Летнем саду, «отреставрированная» версия с фонтанами, условно воспроизведенными по рисункам Н. Пино и поставленные почти «примерно там», решетки и подстриженные деревья, с которыми боролась еще Катя, и прочими туристическими «благами» будет всегда подделкой. В тот сад, который мы видим сейчас, не водили гулять Онегина, да и сам Пушкин в этом саду не бывал. Памятник Крылову тоже не ставили в этот сад. Не этот сад засветился на картинах советских реалистов. И не ждите новых интересных картин с «новым» садом, там не осталось того, что можно живописно нарисовать.

Честно, я стараюсь не посещать раньше одного раза в год этот памятник постмодерна в худшем своем варианте. Потому что, я захожу и прямо слышу этот невнятный серый шум, эту позицию «а какая разница, все равно никто не знает, как было тогда. Зато туристам есть что показать». Поэтому этот акт вандализма мне показался слабой местью за успешную попытку украсть у нас Летний сад. Я надеюсь, статую отчистят от маркера. Так же, как успешно зачищают нашу память, и наше чувство исторического настоящего.

Ну и уже понятно, почему глаза на картине Лепорской меня не порадовали. Работа ученицы Малевича из той эпохи, когда глаза на картине казались излишеством, чем-то слишком индивидуальным, ненужным доказательством того, что у крестьянина может быть душа. И да, выдержать отсутствующий взгляд человеку трудно, нам нужен визуальный контакт даже с давно умершими.

Вандала, скорее всего, найдут, там везде камеры и охранники. Вот только что они охраняют, если честно, не совсем понятно, Летний сад как коммерчески малоуспешный проект известного музея, или нормы поведения «новой публики» для нового Летнего сада? (Вот тут я люблю долго рассуждать о том, насколько планирование городского и публичного пространства ограничивает нас в наших правах и навязывает определенные модели поведения. Но об этом не в этот раз).

ЗЫ. Хороший мем получился, вчера уже обошел кучу каналов с комментариями. Чем не совриск в городе. Интересно, случайный или неслучайный?

Состояние сада 20-30е гг 20 века. Бродский И. , конечно)
Еще один Бродский И., тот же период.
1810 года, постепенный переход к пейзажному парку. Но ведь не тесно, как сейчас)

Ну если кому-то хочется больше информации, чтобы решить самому, нравится ли ему реставрация — мой любимый краеведческий портал.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *