Выставка-ярмарка современного искусства PortArtFair прошла в Севкабеле в самом конце мая, с 26 по 28. Но фотографии я закончила обрабатывать только вчера. И знаете, именно фотографии в этот раз оказались правильным ключом к интерпретации этого события. В смысле, я когда фото просматривала (а их очень много, слишком много для одного поста), я поняла, что я на том событии, которое на фото зафиксировано, не была. Была в каком-то другом месте, и у меня и у камеры разные впечатления.
Что у нас с моей камерой общего — мы увидели много хорошего искусства. Разное там тоже было, но мы с моим телефоном его замечали только если оно уж очень… В этот отчет оно не попадет. А попадет много цвета, много поиска, много интересных работ. Настолько много, что у меня мужества не хватило каждую фотографию подписать, официальный список участников смотрите здесь.
Осторожно! Галерея очень большая, но есть слайд-шоу и картинки кликабельны.
А сейчас будет еще одна галерея, из того, что увидела моя камера, и не увидела (но почувствовала) я. И она уже не столько про работы, сколько про само мероприятие.
Часть 2, или в Лабиринтах совриска
Если вы, также как и я, увидели эту разницу в настроении между работами на стендах и лицами участников/публики, то у вас, также как у меня, должен был возникнуть вопрос: «откуда такая разница?». Мне вот пришлось раза четыре спускаться покурить (что всегда законный предлог сбежать из психологического «некомфорта») и минут пятнадцать я потратила на поиски своего спутника (с которым мы разбежались на секунду), а вовсе не на стены с работами.
И знаете, мне совсем не хочется говорить то, что я сейчас буду говорить. Потому что я очень хочу, чтобы эта ярмарка в городе прижилась и в следующем году продолжилась, потому что я тоже хочу в ней участвовать (вот только в этом году я заявки никуда не подаю, и сюда не подавала), потому что мне понравились очень многие работы (не только те, что в альбоме), ну и потому что… просто потому. Будем надеяться, что организаторы и причастные к мероприятию на мой маленький бложик никогда не выйдут, и дальнейший текст не прочитают.
Выставки, ярмарки, фестивали (и так далее) состоят, к сожалению, не только из хорошего и разного искусства. Это прежде всего события (или мероприятия, иногда трудно найти правильные аналоги английского event), а событие — это вообще другая штука, и тут его контент (в данном случае современное искусство) — только один из элементов успешного события. Для успешного события нужна убийственная комбинация места, времени, цели, программы, менеджмента, рекламы и пиара, участников и публики. Это настоящая магия, сделать успешное событие, которое будут ждать, наслаждаться им и долго вспоминать. И эта магия очень тесно связана с властью, символической и реальной, отсюда вся extravaganza аристократических праздников 16 и 17 века, когда буквально годовой бюджет какого-нибудь княжества мог быть спущен за пару дней. Нет, это не намек, что бюджета и организации не хватило, тут все на очень хорошем уровне. Обратите внимание на наличие прайс-листов, и на уровень полиграфии, на единый стиль оформления стендов.
Я уже как-то говорила (и недавно совсем), что главная проблема нашего современного искусства — это непонимание, что делать с публикой. Но если более глобально, то и не только с публикой. В том, что я увидела, я бы не хотела участвовать. Просидеть несколько дней рядом со своим стендом, без возможности спрятать личные вещи, сбегать пообедать/пообщаться/познакомиться/послушать лекцию? Буквально сторожить стенд, ибо нет никакой шторки (веревочки,тряпочки) и никаких стен между моими работами и работами соседа? Это сложно, физически и психологически, и тогда работа (а участие в таких мероприятиях — это, несомненно работа) действительно превращается в работу. Нет, участие в крупном событие это всегда работа. Но она обычно компенсируется, и не только продажами, но и новыми знакомствами, интересными разговорами (в курилке и не только), дружескими (или не очень дружескими) посиделками, сценками из жизни, за которыми интересно наблюдать и о которых потом будешь долго рассказывать. Есть такое слово — «драйв». Есть еще слово «спектакль». И вот спектакль, как мне показалось, сделать не получилось.
И не только для участников, но и для публики. Почти пустые пространства галерей и объединений в центре застройки щедро компенсировались узкими проходами по периметру, так что, если зритель зависает рядом с работой, мимо него уже не пройти. Зависать не хотелось, хотелось потесниться и бежать дальше. И это очень плохо для ярмарки, потому что есть такое простое правило (мерчендайзинга некоторых товаров): чем дольше посетитель проведет времени у стенда, тем выше шанс того, что он совершит покупку, а для многих люксовых товаров и еще круче: чем более разработан сценарий показа и ритуал покупки, тем выше символическая (и, увы, не только) цена товара. Мало кто захочет купить брелок Тиффани, без удовольствия наблюдать, как эту безделушку любовно укладывают в фирменную голубую коробочку, а потом в фирменный бумажный пакетик. Сравнила тоже: тут же целое искусство, а там просто… Что просто? Товар? Но и я не в музей пришла, тут ценники висят, художники на продажи надеются. В рамках этой игры искусство — именно что товар, причем люксовый (ибо по определению ненужный) и в продаже сложный. Да и потом, давайте честно, в городе сейчас осталось не так много крупных коллекционеров, готовых радостно и демонстративно покупать искусство на ярмарке, а не в комфортной обстановки галерейной выставки или студии художника ( а учитывая имена участников, известных и питерских, коллекционер их студии не хуже их самих знает). То есть, такого рода ярмарки должны быть больше рассчитаны на начинающего коллекционера или случайного/импульсивного/робкого покупателя с определенной суммой (и это меньше 200 тысяч) в свободном распоряжении. (И кстати, я так и не поняла, можно ли было оплачивать картами, хоть на стенде администрации, с дальнейшим переводом автору. Я такое видела на паре мероприятий).
Но я отвлеклась от того, с чего начала. Продажи — вообще искусство тонкое, и я, например, когда дело касается моего собственного арта, тоже им не очень владею. (Ну в смысле, я когда гостей домой приглашаю, сразу предупреждаю «не пытайтесь даже говорить о покупке чего-нибудь моего, сегодня просто обедаем, отдыхаем, болтаем». Вроде как не хочу смешивать удовольствие от общения и бизнес. И тут все много продающие художники и известные маркетологи громко засмеялись. Потому что бизнес и есть удовольствие, а общение продает и тд. и тд. Ну, для меня это очень разные удовольствия, как встретиться со старой подругой на спектакле в Мариинке, и балет нормально не посмотришь, и посплетничать не удастся))
Начала я с пространства, и в этот раз оно было организовано вот вообще нехорошо. Отказ от застройки широкими рядами в пользу центрической оказался вот уж очень неудачным. Особенно когда понимаешь, что в самом центре тебя ждет не шедевр невиданной силы воздействия, а барная стойка винного спонсора без стульев и скамеек вокруг)). Получился такой неприятный и для участника, и для публики, и для покупателя лабиринт с узкими и тесными проходами, в котором быстро теряешь ориентацию и хочется быстро все осмотреть и быстро оттуда сбежать вниз, где в это время шла гаражная распродажа. Перенос программы (там вроде лекции были) за пределы выставочного пространства, отсутствие зон отдыха для посетителя и участника, слишком высокая застройка (это при том, что большинство работ грамотны висели «в поле видимости»), отсутствие навигации внутри пространства… ну можно еще продолжать. Получилось наглядное (путь и от противного) доказательство роли выставочного дизайнера в успехе мероприятия.
Нашла виноватого? Ну. Потому что все остальные замечания по выставке можно списать на текущее состояния рынка современного искусства в городе.