В прошлую пятницу в галерее арт-резиденции «Непокоренные» (и сразу напоминаю адрес: пр. Непокоренных 17, 4 этаж. И сразу совет: ищите видео-подсказки пути в сети) открылась выставка «Вершки и корешки» Льва Казака.
Есть объективные причины, по которым вернисажи в «Непокоренных» никогда не стоит пропускать. Во-первых, это действующая резиденция с мастерскими художников, гостям там, конечно, рады, но только по предварительной договоренности. Так что если вы пропустили вернисаж-финисаж выставки, придется набраться наглости писать автору лично. Во-вторых, большинство выставок там — отчетные, по результатам пребывания в арт-резиденции. То есть, это возможность увидеть проект, который еще нигде не показывали, работы, которые еще не разъехались по галереям и частным коллекциям, авторов, о которых вы, возможно, еще не знали.
О художнике Лев Казак я ничего не знала. Короткие строчки пресс-релиза намекали, что автор подозрительно молод. Открыть персональную выставку в известной резиденции современного искусства, когда тебе 16 лет? Должно быть, это незабываемый опыт.
Так что я честно признаюсь, я поехала больше посмотреть на автора, чем на проект. А зря.
Работы неожиданно взрослые, автор продемонстрировал уверенное владение формальным языком современного искусства. Картины хорошо «сделаны», интересные композиционные решения, внимание к фактурам и деталям, все это выдает высокие профессиональные амбиции автора. Лев Казак интересно поработал с выставочным пространством (которое, по секрету, в «Непокоренных» достаточно сложное: почти квадрат в плане и высокие потолки бывшего цеха).
Тема взросления в мире неопределенности тоже убедительно считывалась.
Признаюсь, я несколько растерялась. Что в этих работах от самого автора, а что сделано под влиянием более опытных старших товарищей по резиденции? Стоило спросить художника. Так внезапно случилось короткое интервью, к которому ни я, ни Лев не были готовы))
(Для интервью мы временно перебрались на знаменитые диванчики на верхний этаж. Они все там же, и передают всем привет. Ну стадию знакомства я пропускаю, и вообще, прямая речь сейчас будет с большими сокращениями — только то, что касается контекста выставки. А так-то, мы успели о многом поболтать, например, где лучше учиться на художника, у нас или на западе))
Лев Казак: — Я из семьи художников, четвертое поколение.
Я: — А художку заканчивал?
ЛК: — Ну я в художку ходил, да. Я ходил в первую, которая при Мухе. И еще я год отучился в 190-й.
Я: -Как ты там выжил?
ЛК: — А никак. Мне сказали, нет, нам вот такие не нужны, как вы. Проказники. Сейчас хочу в Masters пойти поучиться.
Я: — На куратора?
ЛК: — На куратора, да. Эту выставку я сам курировал… Я еще другие выставки курирую…
МП: -Рассказывай…
ЛК: — Ну вот, у меня есть друг, Гоша, тоже художник. Мы с ним делаем выставочные проекты. Самый недавний был в марте, по-моему. Мы делали выставку про девушку, которая приехала в Петербург. Мы рассказываем через ее вещи (объекты) ее историю. Мы сделали разные видео про ее похождения по городу. Все делали в бывшей коммунальной квартире. Хотели погрузить человека, которой придет на выставку в ту атмосферу коммуналок и молодых людей, которые приезжают в Петербург.
Я: — Обыгрывали эстетику петербургской романтики?
ЛК: — Ну…В какой-то мере да. У нас была серия видео, в которой мы показывали как раз самые попсовые места Питера, а потом следующим же кадром показывали обратную сторону, то есть дворы эти, пьянь, вечный снег и мусор. Сопоставляли парадную часть, из-за которой все мечтают приехать в Петербург и реальность, которую ты наблюдаешь, когда уже какое-то время здесь живешь.
Я: — Угу, реальности.. да. То есть, дворец-колодец. С одной стороны дворец, с другой — колодец. А где можно посмотреть …?
ЛК: -Документацию?
Я: -Да.
ЛК: -Ну, я выкладывал ее точно в свой профиль в инстаграме, там есть фотографии самой выставки … и в телеграме я работы показываю.
Я: — Мне сказали, к этой выставке («Вершки и корешки») ты тоже проект сам написал. Получается, тут ты пытался разобраться со своей идентичностью, так?
ЛК: — Я не старался только про себя говорить. Выставка про личность, которая переживает масштабные события. И как человек проживает эту ситуацию, и чувствует в себе разлом. И как-то реагировать надо. Все эти чувства создают такую атмосферу, беспомощности, страха, страха о будущем и памяти о каком-то прошлом… Я пытался показать это на выставке… через объекты.
Я: — А какой страх самый большой?
ЛК: — Ну, будущего, точно. Страх будущего и у меня тоже, и мне кажется, у людей, которые все это переживают. Ну и основная сила, которая заставляет меня заниматься искусством, — тоже страх. Я через искусство стараюсь мир понять. Потому что я до конца мир не понимаю….
Я: — Никто не понимает.
ЛК: — А искусство как бы помогает. Дает толчок что-то изучать, ну, для создания работ, в чем-то для себя разобраться.
Дальше наш разговор плавно перетек на другие темы. И вскоре мы спустились вниз. Людей на выставке все прибавлялось, и все давно ждали автора. А я подумала, что мне еще возвращаться домой под дождем и по пятничным пробкам, поздравила Льва с хорошим проектом и убежала))