Красненькая антибиеннале 2024. 24-25 августа

В прошлое воскресенье я выбралась на Красненькую биеннале, двухдневный опен-эйр современного искусства в районе м. Автово. Узкий берег реки, с местами для рыбалки и незаконных пикников, заросли в самом сердце промзоны — пространство, несомненно, лиминальное. И для художников богатое смыслами и местом (что немаловажно — мало найдется сейчас галерей, способных разместить почти 4 метра уточки для ванной Павла Зуданова))

В выходные 24 и 25 августа биеннале прошла уже в четвертый раз (да, она проходит каждый год, такая вот петербургская биеннале, просто чередуются «биеннале» и «антибиеннале». Но, кстати, и в Венеции выставочные павильоны пустыми год не стоят — просто не современный арт выставляется, а архитектурные проекты, например).

В первых двух я участвовала, и удивительно, но как только я оказалась на точке входа (см. первую фотографию) меня накрыла ностальгия. Пока я шла по тропинке, я вспомнила все проекты (даже стикеры на теплосети) и всех людей, с которыми успела познакомиться. Между нами, единственный правильный способ быть на таких горизонтальных событиях — в них участвовать, хотя бы в качестве помощника знакомого художника. Потому что тогда это действительно ваш праздник: вы успеете несколько раз все обойти, со всеми познакомиться, произойдет множество небольших событий (еще не одна Красненькая не обошлась без приключений экспонатов — в этот раз я так и не увидела проект Михаила Курганова — с его лестницей в воде разобрались местные рыболовы), важных и случайных разговоров и общий праздничный ужин в конце дня. В конце концов, вы не пропустите перфомансы, авторские экскурсии и увидите все работы.

Поскольку я в этот раз выступила в роли зрителя, я сумею показать только то, что смогла заметить/сфотографировать, и то, что смогла найти. (Забавный случай вышел с работой Степана Терещенко -но об этом позже).

Такие плакаты Милы Нишатовой встречались по всему маршруту. Из чего я сделала вывод (да, каюсь, в этом году я не успела прочитать манифест биеннале), что основная тема этого года — вода, потоп и апокалипсис.

Большая часть работ выставлялась на участке между двумя большими мостами. При чем, под первым, двойным, — всегда удачная площадка для тех, кому нужна голая земля. Там почти площадь получается.

Эти принты на ткани с «окаменелостями» тех, кто не выжил после предыдущего потопа, — проект Риты Юсуповой «После потопа» . Рядом на опоре моста — маска «Бес и прокурор» работы Карины Драчевой.

Чуть дальше стоит на земле одна из работ из проекта Александры Иванцовой «Наполовину остаться». Стоит и вызывает желание ее утащить (мне нравятся ее акварели — поищите в интернете). На обратном пути я эту работу уже не увидела. Надеюсь, что с ней все в порядке, и не только я смогла подавить свои преступные желания))

Дальше надо залезть в проход под теплосетью. На этот раз вход в пространство обозначила работа «Вошедшие в ковчег» Ангелины Богдановой (красные шторы, но у меня фотографий нет), наверху теплосети спрятался объект-монстр из проекта Натальи Журавлевой «Дельта Т стремится к нулю-2» и керамические заметки «Листки изъ альбома Свистуновъ» Даши Иукканен.

Ну и кстати, вот, что значит, не читать описание проектов заранее. Темные монстры встречались не раз. Но связать их в один проект, принадлежащий одному автору, просто по пути следования не получается. Тут, как часто в совриске, надо знать.

А дальше нужно перебраться на ту сторону. Мостик этот меня всегда пугает — я и просто высоты любой боюсь, и в воду упасть. Плавать я, конечно, умею, но Красненькая выглядит пасторальной экологической катастрофой всегда. Что не останавливает ни уток, ни рыбаков, правда))

Сейчас будет несколько проектов, которые я просто покажу. Авторы, простите зрителю рассеяность его внимания)) Есть интерактивная карта проекта, там можно попробовать идентифицировать работы (сама там авторство искала — на природе трудно повесить этикетку так, чтобы посетитель с нее начинал).

А тут я автора лично знаю еще с прошлых биеннале, поэтому сразу узнала проект «Шкала волнения» Елены Ивановой.

Я давно заметила, еще с первого раза, что, когда гуляешь по этим местам в рамках биеннале, включается особый эстетический режим смотрения. Это касается местных рыбаков, и видов природы, и случайного мусора (а вдруг, мусор не случайный — а часть проекта?). Искусство или не искусство — особая игра восприятия (ну ответ прост: если так задумано -значит, искусство. Но тут опять же, надо знать).

Особенно это касается проектов, которые работают со средой. Например, на последней фотографии — часть сайт-специфической инсталляции «Внутренний потоп» Клавы Колибабы. Флаг на заднем плане на второй фотографии — проект «Город заходящего солнца» Андрея Шепеля.

Или вот такие остатки пикника. И нужно очень сильно вглядеться, чтобы понять, что этот мусор — фарфоровый. Проект «Апофеоз частиц» Лизы Хоревой.

Или когда случайно натыкаешься на желтые перчатки — нужно дойти до воды, чтобы понять, что это части проекта Софии Алби «Рука помощи»

У туннелей я долго искала проект Степана Терещенко. Этот или этот? Нет, это «Чувство цунами-1» Ксении Федоровой и графика Юлии Баранюк. А проект Степана «Самый умышленный город», как я выяснила потом, существует только в дополненной реальности. Пропустил код — не увидел проект((

Зрителю вроде меня намного проще «опознать» искусство в среде, когда оно обладает четко читаемой формой. Поэтому с «Кормушкой» Светы Коасинской и Александра Кашина я не сомневалась)

И, конечно, работы с зеркалами. Снять достойно их невозможно, но смотреть на них можно часами. Завораживает. Это инсталляция «Вглубь» Анастасии Арланцевой.

Это я отражаюсь в чьем-то проекте)

И напоследок еще несколько работ неизвестных мне авторов (но напоминаю, есть интерактивная карта проекта). Мне очень жаль, что я не смогла все рассмотреть и во всех работах разобраться, но прогулка на открытой местности в августовскую жару быстро вывела меня из рабочего состояния. Еще одно доказательство того, что на Красненькое биеннале мало прийти один раз. А нужно идти в оба дня и оставаться там подольше.

Важная информация:

Красненькая антибиеннале 2024 года. Тема: Р.И.М.: Разрушительная интервенция моря

Куратор Екатерина Васильева. В проекте участвовало более 50 художников. Со списком работ и программой можно ознакомиться тут. Интерактивная карта маршрута тут.

About the author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *